«Каких жертв требует красота». Гражданское дело из практики Биробиджанского районного суда ЕАО. «Третья власть», декабрь 2024 г., № 86-87 | версия для печати |
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), сегодня к косметологам и «мастерам красоты» обращается каждый третий россиянин (34%). Подобными услугами пользуется каждая вторая женщина (52%) и каждый десятый мужчина (11%). Точной статистики неудачно проведённых косметологических процедур нет, но таких случаев немало. Иногда конфликт клиента и косметолога доходит до судебного разбирательства. Есть такие примеры и в практике Биробиджанского районного суда ЕАО. «Без губ не останетесь…» Когда 28-летняя Валентина (имя изменено) решила обратиться к косметологу, она, конечно, вспомнила поговорку «Красота требует жертв». Но буквально её не воспринимала, а всего лишь как фигуру речи. Однако печальный опыт научил многому. А всё началось с желания немного увеличить губы. Сейчас это одна из самых модных и уже довольно обычных процедур. К тому же Валентина ранее уже совершала подобную манипуляцию, но в Хабаровске, и тогда всё прошло удачно. На странице своей знакомой в социальных сетях Валентина увидела адрес одного из косметологических салонов, записалась на приём. Пришла в назначенное время, поговорила с мастером, изложила свои пожелания, заплатила 7 000 рублей. Договор в письменном виде заключать не стала, посчитала, что достаточно чека. Процедура называлась «контурная пластика губ». Ради эффектного результата пришлось немного потерпеть. Помогала надежда на то, что скоро всё закончится, и губы будут красивыми. Но… ожидания не оправдались. Через неделю Валентине пришлось обратиться к косметологу с жалобой на сильный отёк верхней губы, неровный рельеф. Та успокоила: отёк до 14-ти дней – это норма, курс регенерации составляет 28-31 день. – Не переживайте, без губ не останетесь в любом случае, – заверила мастер. Однако улучшения не произошло. Какое-то время Валентина принимала рекомендованные лекарства, но проблемы не исчезли – из-за отёка невозможно было ни пить, ни есть, боли не проходили. В конечном итоге, косметолог удалила препарат, но жалобы остались – асимметрия верхней губы, неровный рельеф, уплотнения. Валентина записалась на приём к врачу ОГБУЗ «Кожно-венерологический диспансер», съездила на консультацию к косметологу в одну из клиник г. Хабаровска. Заключение специалистов: отёк красной каймы губ, рубцовые состояния, фиброз. Девушка обратилась с исковым заявлением в суд. Просила взыскать с биробиджанского косметолога уплаченные по договору оказания услуг денежные средства, компенсацию морального вреда, судебные расходы. Пояснила, что действиями ответчика ей причинены нравственные и физические страдания. Как утверждала в судебном заседании ответчик, она является мастером перманентного макияжа, предъявила сертификат. Настаивала на том, что Валентине провела не увеличение губ, а перманентный макияж – при помощи специальной машинки иглой ввела пигмент. Эта техника создаёт эффект увеличения губ. Однако свидетели подтвердили, что косметолог проводила манипуляции именно по увеличению губ. В доказательство этого Валентина представила свою телефонную переписку с ответчиком, информацию из социальных сетей. «Требования обоснованы…» Оценив всю совокупность доказательств – документов, заключений специалистов, представленных истцом фотографий, показаний свидетелей, суд установил факт предоставления истцу косметологической услуги ненадлежащего качества. Требование истца о взыскании с ответчика как с исполнителя услуги её стоимости в размере 7 000 рублей признано обоснованным и подлежащим удовлетворению. Также суд пришёл к выводу о законности взыскания с ответчика убытков, связанных с прохождением истцом обследования, расходов на оплату услуг представителя. Поскольку ответчик, выполняя работы по договору услуг, осуществлял предпринимательскую деятельность, суд посчитал, что к спорным правоотношениям применимы нормы Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно статье 15 указанного закона, моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Также, в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя суд взыскал с ответчика штраф в размере 50 % от суммы, присуждённой в пользу потребителя, – 10 500 рублей. 30 000 рублей составили судебные расходы за услуги представителя. Общая сумма взыскания – 61 500 рублей. Также ответчик должен уплатить государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 700 рублей. Разрешая иск в части компенсации морального вреда, суд с учётом степени вины ответчика, характера причинённых истцу нравственных страданий, определил размер суммы в 10 000 рублей. Суд отметил, что при заключении договора и получении косметических услуг истец не проявила достаточной осмотрительности, которая могла бы минимизировать негативные последствия. Как следует из пояснений Валентины, она добровольно обратилась к ответчику за оказанием услуги, имела опыт проведения косметологических процедур, поэтому должна и могла предположить, что услуга оказывается с нарушением установленных требований, не в медицинской клинике, лицом, у которого она не попросила представить документы о наличии медицинского образования. К тому же истец не уточнила возможность рисков, которые объективно могли возникнуть при указанных обстоятельствах. Решение суда вступило в законную силу. ПРИМЕЧАНИЕ: При выборе косметолога Росздравнадзор рекомендует: 1. Поинтересоваться, имеет ли учреждение лицензию на оказание медицинских услуг по профилю «косметология». 2. Обратить внимание на адрес салона. Выполнение косметологических услуг допустимо только по адресу, указанному в лицензии. 3. Удостовериться, что врач-косметолог прошёл профпереподготовку по специальности «косметология» при наличии подготовки в интернатуре или ординатуре по специальности «дерматовенерология». 4. Убедиться, что медицинские изделия, в том числе имплантируемые, лекарственные препараты имеют регистрационное удостоверение. И, конечно, при обращении к косметологу не стоит забывать о заключении договора, в котором будут отражены обязанности сторон, условия проведения процедур, их виды. Также не помешает подписать информированное согласие с перечислением особенностей процедур, противопоказаниями и возможными рисками. В случае конфликта эти документы помогут вам защитить свои права и законные интересы в суде. |